Творчество Э. Грига (интегрированный урок – музыка и изо)
Цель: понять замысел композитора и изобразить картины природы при помощи художественных средств.
Музыкальный материал: произведение Э. Грига
Дополнительный материал: К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»,
С. Есенин «Восход солнца», Картины: Рылов «В голубом просторе», И. Левитан «Март», И. Чуйков «Утро».
Ход урока
1. Вход: «Рассвет на Москве-реке» Мусоргский.
2. Слово учителя.
На предыдущих уроках мы с вами говорили о том, что музыка всегда что-то выражает или изображает. Сегодня поговорим о пробуждении природы. Послушаем произведение Э. Грига «Утро», постараемся представить себе то, что изобразил в этом произведении композитор, и попробуем нарисовать на приготовленных листах восход солнца, пробуждение природы так, как каждый из вас себе его представит.
- Но сначала давайте с вами поговорим, что такое утро? Что такое восход? Солнце? Представьте себе, что все в природе спит. Спит лес, спит речка, тоненький ручеек тихонечко журчит между камушками, как будто боится нарушить тишину. Маленьким зеленым листочкам снятся маленькие зелененькие сны. Спят звери и птицы. В дупле старого дерева мама белка прикрыла своим пушистым хвостом бельчат и уютно спит - (тихое звучание произведения «Утро»). А небо - синее-синее. А звезды большие, яркие, на небе большая луна, а на речке от нее лунная дорожка. И вот на горизонте, там, где, кажется, что небо сходится с землей, показалась светлая полоска. Она растет, ширится, а звезды начинают бледнеть и одна за другой угасать. На востоке разгорается заря, и вода кажется розовой. Под пение бесчисленных птиц поднимается над землею солнце. Множеством блесков сверкает растянутая в лесу паутина (звучание музыки усиливается). И вот за стволами старых лип огромный пылающий шар поднимается над землею. Он увеличивается, сияет радостным светом, играет, улыбается. Начинается новый день.
- Какое это событие? (Радостное, яркое, доброе, интересное, хорошее.)
- А вот, ребята, как описал восход солнца поэт Сергей Есенин:
Загорелась зорька красная
В небе темно-голубом,
Полоса явилась ясная
В своем блеске золотом.
Лучи солнышко высоко
Отразили в небе свет.
И рассыпались далеко
От них новые в ответ.
Лучи ярко-золотые
Осветили землю вдруг.
Небеса уж голубые
Расстилаются вокруг.
- А вот А. С. Пушкин (вместе с детьми хором)
Под голубыми небесами
Великолепными коврами
Блестя на солнце, снег лежит.
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит...
- Красиво?
- Утро описал в своем произведении и норвежский композитор Э. Григ. Григ любил утром прогуляться по лесу. И вот однажды, гуляя, он встретил девочку. Маленькая девочка была так хороша, добра и ласкова, что Григу захотелось ей что-то подарить, но у него ничего с собой не было. И тогда он решил подарить ей музыку, (предложить детям продолжить историю)...
«Только не сейчас, - сказал он - маленьким детям не дарят такие подарки, а потом, через 10 лет». И вот девочка выросла, и когда ей исполнилось 18 лет, она пошла в театр и услышала, как объявили, что сейчас прозвучит знаменитая пьеса Грига «Утро», которая посвящена Дагни, дочери лесника, по случаю исполнения ей 18 лет. И девочка вспомнила свою встречу в лесу с седым старичком и его обещание. Так было написано произведение «Утро», которое предлагаю вам послушать.
«Утро» Грига - прослушивание.
- Вот что представила себе Дагни: вот стало все просыпаться, раскрылись цветочки, протирают сонные глазки белочки и бурундуки. Веточки и листья тянутся к первым лучам солнца... И вот взошло солнце и поплыло по небу величаво и добро, теплые лучи стали согревать землю, траву, луга и горы.
...Нежная фея Волшебная Заря с хрустальной палочкой стала будить все, к чему ее палочка прикасалась...
- Ребята, а какими звуками, интонациями, оттенками выразил Григ пробуждение природы?
1) Грубые они или нежные?
2) Тихие или громкие?
3) Плавные, медленные звуки или быстрая мелодия?
4) Грустные или радостные? (Новый день - всегда радость, мы ждем только хорошего от нового дня, надеемся только на приятные впечатления.)
5) Какими еще звуками можно выразить утро, пробуждение природы, восход солнца?
(На доске предложены варианты ответов:
мелодичные прозрачные
ласковые веселые
волшебные чарующие
чудесные величавые
волнующие спокойные
- Многие художники изображали утро на своих полотнах.
(На стенде - картины : Рылов «В голубом просторе», И.Левитан «Март», И.Чуйков «Утро»...)
- Посмотрите, ребята, какими красками пользовались художники? (Желтой, оранжевой, розовой, голубой, зеленой.)
- Мы с вами тоже попробуем изобразить утро, время года можно выбрать любое.
- Чтобы вам было приятнее и легче рисовать, я вновь предлагаю звучание музыкального произведения Э.Грига «Утро». Ведь все люди талантливы, и вы тоже покажите, как представляете рассвет (дети рисуют).
(Работами учеников оформляется стенд «Рисуем музыку», дети, по желанию, комментируют свои работы.)
3. Итог урока:
Итак, дети, сегодня мы с вами слушали произведение Э.Грига «Утро» и рисовали картину под впечатлением этой музыки. Музыка всегда ободряет, вдохновляет и помогает в работе.
4. Оценивание: Считаю - все заслужили высший балл. Молодцы!
|