Мой сайт
Меню сайта
Категории каталога
Мои файлы [63]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 453
Главная » Файлы » Мои файлы

Картины родной природы
[ ] 16.01.2008, 07:51

Творчество Э. Грига (интегрированный урок – музыка и изо)

 

Цель: понять замысел композитора и изобразить картины природы при помощи художественных средств.

Музыкальный материал: произведение Э. Грига

Дополнительный материал: К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»,

С. Есенин «Восход солнца», Картины: Рылов «В голубом просторе», И. Левитан «Март», И. Чуйков «Утро».

 

Ход урока


 

1. Вход: «Рассвет на Москве-реке» Мусоргский.

2. Слово учителя.

На предыдущих уроках мы с вами говорили о том, что музыка всегда что-то выражает или изображает. Сегодня поговорим о пробуждении природы. Послушаем произведение Э. Грига «Утро», постараемся представить себе то, что изобразил в этом произведении композитор, и попробуем нарисовать на приготовленных листах восход солнца, пробуждение природы так, как каждый из вас себе его представит.

- Но сначала давайте с вами поговорим, что такое утро? Что такое восход? Солнце? Представьте себе, что все в природе спит. Спит лес, спит речка, тоненький ручеек тихонечко журчит между камушками, как будто боится нарушить тишину. Маленьким зеленым листочкам снятся маленькие зелененькие сны. Спят звери и птицы. В дупле старого дерева мама белка прикрыла своим пушистым хвостом бельчат и уютно спит - (тихое звучание произведения «Утро»). А небо - синее-синее. А звезды большие, яркие, на небе большая луна, а на речке от нее лунная дорожка. И вот на горизонте, там, где, кажется, что небо сходится с землей, показалась светлая полоска. Она растет, ширится, а звезды начинают бледнеть и одна за другой угасать. На востоке разгорается заря, и вода кажется розовой. Под пение бесчисленных птиц поднимается над землею солнце. Множеством блесков сверкает растянутая в лесу паутина (звучание музыки усиливается). И вот за стволами старых лип огромный пылающий шар поднимается над землею. Он увеличивается, сияет радостным светом, играет, улыбается. Начинается новый день.

- Какое это событие? (Радостное, яркое, доброе, интересное, хорошее.)

- А вот, ребята, как описал восход солнца поэт Сергей Есенин:


 

 

Загорелась зорька красная

В небе темно-голубом,

Полоса явилась ясная

В своем блеске золотом.

Лучи солнышко высоко

Отразили в небе свет.

И рассыпались далеко

От них новые в ответ.

Лучи ярко-золотые

Осветили землю вдруг.

Небеса уж голубые

Расстилаются вокруг.

- А вот А. С. Пушкин (вместе с детьми хором)

Под голубыми небесами

Великолепными коврами

Блестя на солнце, снег лежит.

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит...

- Красиво?

- Утро описал в своем произведении и норвежский композитор Э. Григ.
Григ любил утром прогуляться по лесу. И вот однажды, гуляя, он встретил девочку.
Маленькая девочка была так хороша, добра и ласкова, что Григу захотелось ей что-то
подарить, но у него ничего с собой не было. И тогда он решил подарить ей музыку,
(предложить детям продолжить историю)...

«Только не сейчас, - сказал он - маленьким детям не дарят такие подарки, а потом, через 10 лет». И вот девочка выросла, и когда ей исполнилось 18 лет, она пошла в театр и услышала, как объявили, что сейчас прозвучит знаменитая пьеса Грига «Утро», которая посвящена Дагни, дочери лесника, по случаю исполнения ей 18 лет. И девочка вспомнила свою встречу в лесу с седым старичком и его обещание. Так было написано произведение «Утро», которое предлагаю вам послушать.

«Утро» Грига - прослушивание.

- Вот что представила себе Дагни: вот стало все просыпаться, раскрылись цветочки,
протирают сонные глазки белочки и бурундуки. Веточки и листья тянутся к первым лучам
солнца... И вот взошло солнце и поплыло по небу величаво и добро, теплые лучи стали
согревать землю, траву, луга и горы.

...Нежная фея Волшебная Заря с хрустальной палочкой стала будить все, к чему ее палочка прикасалась...

- Ребята, а какими звуками, интонациями, оттенками выразил Григ
пробуждение природы?

1) Грубые они или нежные?

2) Тихие или громкие?

3) Плавные, медленные звуки или быстрая мелодия?

4) Грустные или радостные? (Новый день - всегда радость, мы ждем только
хорошего от нового дня, надеемся только на приятные впечатления.)

5) Какими еще звуками можно выразить утро, пробуждение природы, восход солнца?

(На доске предложены варианты ответов:

                                                              мелодичные                    прозрачные

                                                              ласковые                          веселые

                                                              волшебные                      чарующие

                                                              чудесные                         величавые

                                                              волнующие                     спокойные

- Многие художники изображали утро на своих полотнах.

(На стенде - картины : Рылов «В голубом просторе», И.Левитан «Март», И.Чуйков «Утро»...)

- Посмотрите, ребята, какими красками пользовались художники?
(Желтой, оранжевой, розовой, голубой, зеленой.)

- Мы с вами тоже попробуем изобразить утро, время года можно выбрать
любое.

- Чтобы вам было приятнее и легче рисовать, я вновь предлагаю звучание
музыкального произведения Э.Грига «Утро». Ведь все люди талантливы, и
вы тоже покажите, как представляете рассвет (дети рисуют).

(Работами учеников оформляется стенд «Рисуем музыку», дети, по желанию, комментируют свои работы.)

3. Итог урока:

Итак, дети, сегодня мы с вами слушали произведение Э.Грига «Утро» и рисовали картину под впечатлением этой музыки. Музыка всегда ободряет, вдохновляет и помогает в работе.

4. Оценивание: Считаю - все заслужили высший балл. Молодцы!

Категория: Мои файлы | Добавил: kumak
Просмотров: 2354 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 3.6/5 |

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2025Сайт управляется системой uCoz